Интервью в журнале МИР&DOM, июль-август 2012
Виктор Тихомиров: «Стремиться нужно не к свежему, а к лучшему». Талантливый человек талантлив во всём. Эту пословицу подтверждает Виктор Тихомиров, художник-многостаночник, один из основателей легендарных «Митьков», совмещающий работу живописца, сценариста, писателя и кинорежиссёра. С утра до ночи он трудится в мастерской в самом центре города с великолепными петербургскими панорамами и духом творчества. В своё пристанище под самой крышей художник однажды впустил и наш «Мир&Дом».
Небольшое помещение с низкими потолками от пола до потолка заставлено картинами. Слева на огромном полотне футбольные игроки забивают гол – это в честь петербургского «Зенита». Повсюду натюрморты (в глаза бросаются чайные кружки), портреты, картины с обнаженными девушками и великолепные пейзажи. Расписной диван предназначен для гостей, в отдельном «кабинете», за лоскутной занавесью, располагается деревянный винтажный стол мастера, за которым рождалось немало произведений искусства. Над ним вьются два самодельных картонных самолёта, прямо напротив – личная библиотека художника, в углу настоящая казацкая шашка – подарок «Ленфильма», а в другой части комнаты мольберт и палитра.
- Что в данный момент захватывает, то и ближе. Это крестьянско-кулацкие корни срабатывают: и куры близки, и коровы, и лошади. Неважно, кем себя чувствуешь, природа творчества едина. Господь «вдыхает» в человека своё качество творца, и задача последнего не зарывать талант, а оценивать его как нечто важное. Свои способности я развил упражнением. Гением себя считать глупо, но кажется, нескучно мои книжки читать, кино смотреть, картинки разглядывать. Понятие «самовыражение» - от лукавого, реализация способностей, таланта – вот что действительно важно. Тогда ты часть общества, участвуешь в общей жизни. - И каким образом вы участвуете? - 17 лет веду колонки в разных журналах на тему культуры, иллюстрирую чужие понравившиеся сочинения, сам сочиняю. Скоро дожму 14-й фильм «Чапаев-Чапаев» по моей же книге. - Чтобы снять фильм, нужно быть профессиональным режиссёром? - Профессионализм – он с какого-то момента как гиря на ногах. По большому счету это всего лишь набор определённых отточенных приёмов. Целое поколение режиссёров с перестройкой вдруг будто растеряли талант и вдохновение. Безукоризненно профессионально снимают, а смотреть неинтересно. Сам я окончил Мухинское высшие училище. Я около него родился и вырос. А режиссёром стал по воле судьбы. Одноклассник, режиссёр Саша Карпушев, пригласил поработать художником на свою картину. Когда Алексей Учитель снимал о нас картину «Митьки» в Европе», я весь монтаж просидел в монтажной, наблюдая за процессом. По заказу киностудии «Троицкий мост» написал сценарий мультфильма по книге Шинкарёва «Митьки», и поскольку сценарий понравился, я сходу написал еще, но уже в формате полнометражного фильма. Его показали Алексею Герману, который и дал мне снять первый фильм под названием «Трава и вода». Потом был еще ряд фильмов, которые заработали награды на кинофестивалях, но самый масштабный это «Чапаев-Чапаев». - Почему вас захватил именно этот герой? - Над каждым человеком буквально нависает некий атмосферный слой, битком набитый музыкальными, литературными и художественными идеями. И когда из этого слоя свешиваются кончики, то художнику главное не зевать, а тут же хватать их и тащить. Так рождается произведение искусства. Это подобно настройке радиоприёмника. В образе Чапаева (образ создан актёром Бабочкиным – прим. ред.) меня привлекла его способность к вдохновению, обаяние его ораторской истерии. Как писал Гумилёв, пассионарная личность та, которая всегда резонирует с большим числом людей. И яркий пример тому – Чапаев. Любая тяга к человеку, включая любовь – это резонанс. Поэтому можно полюбить преступника, лидера, оратора, начальника. Людям кажется, что истерика несёт в себе истину, а всякое исступление, горячность указывают на близость к ней. Трудно смириться с тем, что это явление демоническое, разрушительное, но пленительное. Великие ораторы – Ленин, Троцкий, Гитлер, и Муссолини и тот же Жириновский на это рассчитывали. То же самое в Чапаеве было, точнее не в нём самом, а в актёре Борисе Бабочкине, который сыграл в фильме 1934 года. Тогда и братья Васильевы в противовес книге Фурманова сделали такое живое, залихватское кино. Между тем мой «Чапаев» - это фильм о любви, о временах 20-х годов, но и 50-60-х.
- Я до мозга костей романтик. Это даже мешало моему физическому развитию. К примеру, первые эротические помыслы буквально возмущали меня, поскольку шли вразрез с романтическими платоническими переживаниями. Моё глубокое убеждение – что вполне можно любить платонической любовью и быть влюблённым даже во взрослом возрасте. Когда дело доходит до интимных отношений, они могут вдруг разрушить что-то, а могут вдруг и укрепить – не угадаешь сходу. Мой романтизм во многом построен на воображении. Например, я несколько раз был влюблён исключительно по собственной воле, я просто образ этот нафантазировал. Сейчас любовь – очень разрекламированное понятие, которое на каждом шагу глушится напускной эротикой. Сейчас можно девушку назвать сексуальной и не получить по морде. Такая подмена одного другим – буквально экологическая проблема, поскольку отрицательно отражается на деторождении и качестве его. Это и с апокалипсическими процессами связано. - Вы хотите сказать, что скоро конец света? - Это написано, но сроков знать не дано. Известно, что «сатану встретят ликуя» и «времени не будет», так оно сократится. Комфорт затягивает, как болото, и подвешивает всех на технологическую нить, всё более тонкую и непрочную. Именно поэтому я стараюсь отказываться от компьютера, но всё равно в нём увяз. У миллионов из интернета только «ножки торчат». Происходит подмена жизни иллюзией. И первые жертвы – дети. В мультиках сплошь и рядом кто-то кого-то душит или грызёт. Ангельский образ детей убивается и заменяется демоническим. Через пупсов каких-то ужасных, домашних животных, прежде служивших образцом доброты. Красота заменяется мерзостью, и к образу мерзости прививается положительное отношение, в том числе и под видом толерантности. Вспомни Шрека, героев «Аватара», персонажей мультиков с глазами, как теннисные шары, и прочих, на первых взгляд вполне отвратительных, никак уж не вяжущихся с «образом Божьим». - То есть, по-вашему, всё современное ведёт к кризису души? - Дело в отношении. Молодежь охотнее стремится к свежему, а не к лучшему. Если музыка, то самая последняя, если кино – тоже. Глубоко заблуждается тот, кто верит, что всё новое лучше старого. Популяризируются, усовершенствуются, изощряются способы потребления культуры, а способы её воспроизводства угнетаются, и сама способность к творчеству остаётся невостребованной. Мы не минуем кризис перепроизводства. Поэтому, например, культивируется понятие моды, то есть быстрая смена пристрастий к определённой форме, цвету. Менять одежду, интерьер, архитектуру быстро, не износив, пока вещь не «накопила духовности». Почему всё время в кино показывают преступников? Потому что общество подсознательно воспринимает криминальный тип как прогрессивный, а образ труженика как раздражающий, забивающий склады продукцией, требующий зарплаты, прав… Криминальный тип оттягивает коллапс перепроизводства, потому что обездоливает людей и позволяет продлить общий процесс потребления. Постепенно отмирает необходимость в женщине как в сестре и матери, поскольку все женские обязанности можно легко купить, и секс в том числе. Смешивание полов не за горами. Можно будет пол еженедельно менять. Всё выгоднее одноразовость. Хорошо, если мораль удерживает, которая опирается на религиозное сознание, или инерцию религиозного сознания. Достоевский высказал эту мысль ещё сто лет назад: «Если Бога нет, то всё позволено». На этом, кстати говоря, и держится всё «актуальное искусство», у которого, как верно заметил Володя Шинкарёв, задача одна: «найти ещё не оплёванную, неопороченную святыню и оплевать». ![]() Весь так называемый авангард совсем не поменялся, хотя прошло уже сто лет. Это тупик, а в нём вместо плода выходки Pussy Riot (все стесняются перевода, а ведь это «Бунтующие п…ы»), которых если бы не наказали, на всех алтарях бы уже повисли гроздья бездарных олухов, желающих прилепиться к тысячелетнему авторитету святынь. Каждый человек выбирает, что приятнее: «задрав штаны бежать за комсомолом», потому что все наслаждения твои, или же упираться ручками и ножками и спасать душу. Но я такой ловкий джентльмен, и блага зацепляю, и много полезного делаю.
- И каким вы видите выход из положения? - Существует теория сбрасывания денег. Например, на Африку, чтобы бедные люди тоже начали потреблять. Или выдача беспроцентных кредитов, много чего ещё. Самый простой выход из этого – война, когда всё обнуляется и снова можно потреблять. Второй выход – это компьютерный социализм, где с помощью специальной программы можно рассчитать, чтобы бедные были сыты и богатые стерпели. Но и так бездельники, сидящие на пособиях, плодятся, как кролики, и никогда не захотят труда, который и есть источник здоровой морали. Человек, переставший трудиться, превращается в извращённое животное, которое только потребляет и наслаждается. Уже сейчас внуки имеют основание не признавать своих дедов только потому, что они не так привержены к новым технологиям. А вот если представить, что прошло цунами и все изобретение стёрты с лица земли, через час уже ни тепла, ни воды, ни канализации, ни продуктов. Все захотят есть через полдня, и что делать? Все забыли, как разжечь костёр, нарубить дров, построить шалаш, наварить рыбу. Но все знают из ТВ, как убить и отнять у ближнего его. Я не знаю, как себя наказать за пользование плодами цивилизации, и потому бегаю по утрам по десять километров уже много лет. И что интересно, всё самое сложное и оригинальное придумываю на бегу – видимо, в этот момент активизируется какая-то мозговая деятельность. Ходил учиться драться, что мне даже пригодилось в жизни. Здесь, в мастерской, у меня висит боксёрская груша – подарок учителя. - Ваша мастерская наверняка не только кладезь подарков, но и место встреч с интересными людьми? - Да уж! За этим столом сидели все яркие фигуры нашего времени: все кинематографисты – от Сокурова до Германа, весь рок-ролл – Гребенщиков, Башлачев, Цой. Фотографий целая пропасть! Гитару мне подарил бывший директор «Муз ТВ». Когда-то я был соло-гитаристом и умел живо импровизировать под Джимми Хендрикса. Сейчас помню только одну-единственную песню Цоя «Зима», которую он меня лично научил играть. Одно время в этой мастерской у меня репетировал «Аквариум». Тогда, помню, во время репетиций я сделал пару карандашных набросков, а после продал их москвичам по несусветной цене. - На ваших полотнах очень много медведей, кружек и обнаженных девушек… - Медведь – это в каком-то смысле я. Обнаженных девушек, на мой взгляд, не так уж и много, если учесть временной период в 30 лет. А кружек действительно достаточно – около 60. Серия этих картин называется «Кружки мастерской». Это кружки, которыми я пользуюсь, которые мне кто-то подарил, или они случайно оказались здесь. Они отражают вещественный мир мастерской.
- Можете назвать мастерскую своим домом? - Да, мастерская – она как дом. Поскольку дом – это место, где человек обнуляет психику. Конечно, здесь я ещё и работаю. А работа такая, для которой нужно настроиться, войти в состояние. Мне вот до сих пор иногда оглушительная музыка помогает, на стадии исполнения, тогда энергия быстрее передаётся и получается лучше, а на стадии сочинения – классика, пожалуй.
Беседовать с Виктором Тихомировым можно долго. Иногда кажется, что он знает ответы на все вопросы. Гостеприимный и приветливый, он не забыл напоить «Мир и Дом» чаем и снабдить интеллектуальными подарками – собственными книгами и дисками. И, конечно, предложил заходить ещё. |